Форма дома символизирует отношение к окружающей среде, показывает работу конструкции, обладает знаковым эквивалентом.
Вопрос идеальной формы жилища волнует человека с давних пор. Во всех древнейших религиях мир круглый; все самые древние дома тоже круглые: дом, говоря современным языком, служил моделью мироздания.
Перейдя впоследствии к четырехугольному плану, человек продолжал стремиться к совершенству формы — к квадрату, ориентированному по сторонам света. Рост квадратного основания вверх привел к распространенному дому-крепости башенного типа.
В дальнейшем размеры плана увеличивались, наружные стены оставались глухими, а внутри появлялся дворик, на который выходили жилые и хозяйственные помещения.
Увеличение площади застройки богатых особняков под защитой городских стен способствовало постепенному открытию дома. Фасад, обращенный на улицу, представлял собой уже не глухую стену с узкими окошками-бойницами, а колоннаду, террасу, лоджию, балкон. Перед входом в дом появляется палисадник.
Форма абстрактных фигур
Форма абстрактных фигур производит различное впечатление: треугольник кажется колючим; круг — ровным, гладким, замкнутым в себе; квадрат — четким, прямым, статичным. Удивительная ассоциативность правильных геометрических фигур и объемов казалась в древности мистической, наделенной таинственным смыслом. «Идеальные» проекты всегда пытались вписать в правильные многогранники и окружности. Круг, сфера символизировали единство, бесконечность движения, вселенную, мир, солнце. Квадрат символизировал вечность, силу, власть.
Абстрактная символика «вечных форм» достаточно распространена и в современной архитектуре. Лаконизм и симметричность построения служат таким же подтверждением правильности форм, как рифма в стихотворении.
Исходными фигурами для построения классических произведений архитектуры со сложными гармоничными рядами часто выступали прямоугольник, составленный из двух квадратов, прямоугольный треугольник со сторонами 3; 4; 5. Правильные фигуры облегчали разбивку плана здания в натуре и все другие измерения делались производными от базовых фигур и отношений.
Любопытно, что симметрия неживой природы строится на основе ортогональных (четырехугольных) решеток, а симметрия живых структур — на пятиугольной сетке, связанной с делением круга. Отношение стороны пятиугольника к радиусу окружности описывается иррациональным числом. Жизнь как бы стремится избежать «окаменелости» и регулярности квадрата.
Тектоника
Тектоникой называют выбранную для данного сооружения конструктивную систему, выражающую в художественной форме усиление несущих элементов сооружения. Тектоника — это специфическое для архитектуры средство художественной выразительности, органически связанное с конструктивной системой сооружения. Тектонические формы сложились в результате длительной архитектурной практики и представляют собой ряд приемов и закономерностей пространственной организации стен, балок, опор, элементов каркаса, перекрытий и деталей в зависимости от строительного материала и условий восприятия конструкций.
Стеновая конструктивная система
Стеновая конструктивная система до сих пор является наиболее распространенной. Общая нагрузка в стене постепенно уменьшается снизу вверх, а толщина увеличивается в обратном направлении. К числу закономерностей тектонического построения стены относятся:
- четкое выделение несущей поверхности стены;
- последовательное уменьшение высоты верхних этажей здания и утонение стен здания снизу вверх;
- умышленная демонстрация толщины стены с помощью прямых и скошенных проемов, лопаток и пилястр, ниш, арок;
- выявление внутренних стен на фасаде с помощью пилястр и контрфорсов;
- уменьшение размеров блоков и сглаживание фактуры материала в направлении уменьшения усилий (обычно снизу вверх).
Стена
Стена — «граница» между внутренним и наружным пространством. Уже в древности зодчие знали и использовали выразительность гладкой каменной стены и стены из грубоколотого, естественного камня. Глядя на стены и башни из валунов (пример, Соловецкий монастырь), человек зримо представляет себе мощь конструкции. Гладкая каменная стена подражает массиву скалы, а стена, поделенная на блоки, обладает собственным масштабом и ощутимо показывает тяжесть кладки, стабильность конструкции.
Окно
Окно первоначально трактовалось как световой проем и отдушина. В народной традиции окно осмысливалось как проводник света и тепла. Большие окна не характерны для каменной конструкции, в то время как редкие мелкие окна подчеркивают массив несущей конструкции.
Дверной проем
Дверной проем, по-видимому, еще более древний элемент сооружения, чем окно. В архитектуре значение двери выделяется не только в утилитарном, но и в художественном, выразительном смысле. Чем значительнее сооружение, тем более развернутую композицию представляет вход. Дверь символизирует границу между пространством для всех и пространством для избранных: хозяин дома устанавливает это право для своих гостей. В классической архитектуре вход часто оформлялся в виде самостоятельного сооружения (пилоны, триумфальные арки, входные ворота, пропилеи). Современные здания имеют более открытый характер, и оснований для монументального оформления входа, как правило, нет. Интерьер переходит вовне постепенно и незаметно; двери располагают не прямо у наружной стены, а более глубоко в доме, в результате чего дом кажется более дружелюбным, раскрытым, а над входной площадкой возникает естественный козырек.
Каркасная конструктивная система
Каркасная конструктивная система строится на других принципах. Каркас в архитектуре имеет значение жесткой пространственной системы, в которой несущие элементы четко отделены от ограждающих. Простейшие из этих систем: жердевые постройки шалашей, юрт. Художественно-осмысленные стоечно-балочные системы — ордера — были разработаны в античный период и до сих пор применяются в классической архитектуре как универсальный язык форм, раскрывающий работу каменной конструкции.
Каменный ордер
Каменный ордер возник из деревянной конструкции, все элементы которой были подчинены логике работы столбов, балок, стропил, капителей. Ряд стоек, поставленных в одну линию с относом вдоль стены, соединялся между собой положенными на них параллельно стене балками. На эти балки в свою очередь укладывался еще ряд балок, но уже перпендикулярно нижнему ряду, соединяя колоннаду со стеной. Поверх этого второго ряда укладывался (параллельно стене) еще один ряд, скреплявший всю систему в целом, а поверх него устраивался скат кровли. При переходе к каменной конструкции система элементов сохранилась в том же порядке. Постепенное эстетическое осмысление конструкции привело к закреплению оптимальных пропорций и художественной обработке деталей.
Прокладка между торцом стойки и первым рядом балок превратилась в капитель, балки второго ряда получили название фриз, а вся конструкция завершилась сверху карнизом. Для того, чтобы подчеркнуть напряженность конструкций, в ордерных системах колонны делают с едва заметным утолщением книзу — энтазисом; толщину венчающей части (антаблемента) делают намного больше диаметра колонны; расстояние между колоннами всегда меньше их высоты.
Фахверк
Деревянная каркасная система называется фахверком. Несущая основа фахверковых зданий складывается из стоек, подкосов и обвязок, с заполнением промежутков глиносоломой, кирпичом или другим материалом. Легкие фахверковые этажи средневековых построек нависали уступами друг над другом. Четкая графика темного каркаса на фоне светлой поверхности стены зрительно выявляла напряженность его работы, акцентировала различие конструктивной роли несущих и ограждающих элементов.
Металлические и железобетонные каркасы
Металлические и железобетонные каркасы служат основной тектонической формой современных гражданских зданий. Каркас проходит внутри (тогда здание делают шире с помощью боковых консолей, максимально нагружая вертикальные опоры) или его устраивают снаружи (при этом создается впечатление, что здание не опирается, а висит на вертикальных опорах).
Закономерности каркасных систем
Закономерности тектонического построения каркасных систем сводятся к следующим положениям:
- выявление элементов каркаса, составляющих несущий остов здания;
- выявление узлов соединения горизонтальных и вертикальных элементов каркаса, опор и связей;
- увеличение высоты горизонтальных членений (этажей) снизу вверх в каркасах, работающих на растяжение;
- уменьшение высоты горизонтальных членений снизу вверх в каркасах, работающих на сжатие;
- одинаковая толщина горизонтальных и вертикальных элементов на одном этаже;
-
модульное построение структуры и деталей здания с помощью разбивочных сеток.
Арочно-купольные системы
Арочно-купольные системы удобны тем, что все элементы конструкции работают на сжатие, что наиболее выгодно для материала.
Тектонические особенности сводов и куполов сводятся к следующему:
- чем больше пролет, тем выше свод, его перекрывающий (если он выполнен в той же конструктивной схеме);
- выявление характерных элементов конструкции, к которым относятся:
- несомые:
- арки;
- своды;
- купола
- несущие:
- колонны;
- стены;
- столбы
- переходные, воспринимающие нагрузки от несущих и передающие их несомым частям;
- несомые:
- выразительность сводчатых систем может быть достигнута применением сплошных гладких монолитных или каркасных сводов, нагрузка которых передается точечно с помощью ребер и нервюр;
- максимальное выражение работы конструкции достигается при устройстве ячеистых и кессонных сводов, в которых структура горизонтальных поясов-колец пересекается с вертикальными ребрами, сходящимися к центру свода, и образует систему ниш, называемых кессонами.
Формы-оболочки
Формы-оболочки все чаще появляются в архитектуре. Авангардные решения основаны на отказе от традиционной тектоники каменных и деревянных конструкций. Строительным материалом становятся:
- стеклопластик;
- армоцемент;
- металлические сетки и растяжки;
-
надувные конструкции.
Усилие в таких конструкциях может передаваться по самой оболочке конструкции во всех направлениях и благодаря гибкости материала, нагрузка распределяется на всю несущую поверхность.
В Hi-Tech применение современных композиционных материалов, металлических панелей с утеплителем типа «сэндвич», сплошных витражей на всю стену, ажурных стальных каркасов, обилие технических устройств и в самом деле делают дом похожим на производственное здание или складской ангар.
Машинная эстетика по отношению к жилищу — прежде всего легкость и модульность сооружения. Дом часто составляется из отдельных блоков. Блоки и составляющие объемы часто оставляются открытыми так, чтобы была видна инженерная логика сборки. Открытыми остаются и системы коммуникаций, активную роль играют надписи и указатели, яркая окраска синтетическими красителями.